Злой Юрист (angry_lawyer) wrote,
Злой Юрист
angry_lawyer

Categories:

Сколько стоит жизнь гражданина России?

После крушения самолета АК "Татарстан" на рейсе Москва-Казань я задался вопросом: "Какую компенсацию должен заплатить виновник гибели 44 пассажиров?". Получилось 894,5 миллионов рублей. А реально страховая компания заплатила семьям погибших 84,4 млн рублей, то есть в 10 раз меньше...

Небольшое предисловие о том, как определяется эквивалент человеческой жизни и размер компенсации в США (фрагмент из книги Гришэма «Король сделки»).
Рамон Памфри – жертва убийства, спровоцированного приемом убийцей Текилой Уотсоном медицинского препарата. Фармацевтическая компания, тестировавшая на убийце препарат, понимая свою ответственность, намерена выплатить компенсацию матери погибшего фактически по ее вине Рамона и пытается договориться о размере компенсации за жизнь жертвы.
«Возьмем Рамона Памфри. Ему было двадцать два года, на своей почасовой работе он имел шесть тысяч долларов в год. Если он в соответствии со средним сроком жизни по стране прожил бы еще пятьдесят три года, при годовом заработке, вдвое превышающем минимальную зарплату, экономический эквивалент его жизни, исчисленный в сегодняшних долларах, составил бы около полумиллиона долларов. Вот его цена». Вот так считается цена человеческой жизни. На мой взгляд, все очень понятно и логично.
Основываясь на этом расчете и желая уладить дело, фармацевтическая компания делает матери убитого Рамона предложение о компенсации, в 8 раз превышающей цену его жизни: «Четыре миллиона – выгодная сделка»! А в итоге выплатила матери погибшего и того больше – 5 млн долларов, то есть в 10 раз больше экономического эквивалента жизни убитого. Опять же вполне логично.

Попробуем сделать аналогичную оценку применительно к пассажирам, погибшим при крушении рейса авиакомпании «Татарстан» Москва-Казань.

1
Фото: ИТАР-ТАСС

Договоримся о некоторых условиях1. У меня есть достоверные данные по средней зарплате, по крайней мере, шести погибших пассажиров. Она немного превышала 100 тысяч рублей в месяц, однако для объективности возьмем «середину» между средней зарплатой по стране и средней зарплатой в Москве (так как самолет летел из Москвы в Казань), тогда получим (40+60)/2=50 тысяч рублей. Если вычесть из расчета 2 детей (11 и 15 лет) и 3 пожилых (старше 58 лет), то после округления с меньшую сторону средняя сумма получится 44 тысячи рублей.
2. Возраст и пол каждого погибшего известен. Вычитая текущий возраст для каждого погибшего из его пенсионного возраста, получим число лет, не прожитых каждым из них в «активном» возрасте. На всех 44 пассажиров получается 876 лет, или, в среднем, почти 20 лет на одного погибшего. Умножив средний доход, оцененный выше, на среднюю сумму «потерянных» лет, получим 44 000 х 12 месяцев х 20 лет = 10 560 000 рублей. Умножив это на 44 погибших, получим современную стоимость того дохода, которую пассажиры не успели заработать не по своей воле.
Однако это не совсем корректная оценка.
3. Более корректно было бы учитывать, что доходы в реальном выражении должны расти (обгонять инфляцию в среднем процентов на 5 в год), а также то, что значительная часть жителей нашей страны активно работает и после достижения пенсионного возраста. Думаю, не сильно завышу среднюю оценку, если прибавлю года два. Тогда индексируем средний доход ежегодно на 5%, суммируем за 22 года и получаем 20 792 816 рублей в среднем на одного погибшего – это экономический эквивалент жизни человека.

С учетом указанных допущений стоимость человеческих жизней всех 44 пассажиров составляет 894 553 141 рублей или 27,2 миллионов долларов США.
Для сравнения, страховая выплата - в рамках обязательного страхования ответственности авиаперевозчика - за каждого погибшего пассажира составила всего 2 млн рублей плюс расходы на погребение в пределах 25 000 рублей, итого на всех 44 пассажиров - 84,4 миллиона рублей, или 2,5 млн. долл. США, что почти в 10 раз меньше сумм, рассчитанных выше.

Критики скажут, что:для справедливой оценки необходимо учитывать тот факт, что люди не только зарабатывают, но и тратят, и траты людей на самих себя правильно было бы исключить из оценки справедливой компенсации. Но оценивать траты - дело крайне неблагодарное, субъективное, причем не только потому, что люди спускают деньги сильно по-разному, но и потому, что одни и те же траты можно по-разному истолковывать. Например, строительство дома или приобретение недвижимости – это и трата, и инвестиция. Также двояко можно оценивать деньги, потраченные на хороший деловой костюм. Или отпуск с семьей – это инвестиции в собственное здоровье и в ребенка. Такая же двойственность по расходам на образование и лечение.
Предлагаю в качестве грубой и, безусловно спорной, оценки, можно принять, что расходы на личное потребление - в смысле «поесть, выпить, погулять, заплатить штрафы в ГАИ и т.п.» - составляют не более чем 50% от среднего заработка. Тогда можно было бы утверждать, что в случившейся авиакатастрофе справедливо было бы выплатить семьям погибших пассажиров остальные 50%, то есть суммарно 447 276 570 рублей или около 13,6 миллионов долларов США. Это почти в пять раз больше, чем согласно договору обязательного страхования ответственности авиаперевозчика, и в полтора раза больше, чем стоимость самого рухнувшего воздушного судна – около 8 млн долларов.

2
Фото: ИТАР-ТАСС

Как вы думаете, при вероятности такой компенсации семьям погибших пассажиров и экипажа как часто бы в парках наших авиакомпаний можно было встретить 23-летние авиамашины, полетавшие вначале в Уганде, потом в Бразилии, а уж только потом попавшие к нам? На Западе подобные компенсации давно стали правилом, а у нас попробуй взыщи эти суммы с авиаперевозчика, не говоря уже о 10-кратной компенсации за человеческие жизни. В нашем трагическом случае это бы составило почти 272 миллиона долларов!

Тут, кстати, и государство по таким искам может выступить соистцом вместе с родственниками погибших. Ведь оно вкладывает в образование и медицину, чтобы потом получать налоги и результаты труда, а его (государство) другие граждане или компании этого лишили.

И еще вопрос, как Вы думаете, сколько взыщет суд с человека, который в Воркуте, сбив двух человек, попытался убрать свидетелей, переехав сбитую им женщину на своем BMW X5 весом более 2 тонн?
3
Фото: korzonews.info

Правильно, 100 тысяч рублей (300 тысяч максимум). Потом он дал объяснения, что он «никогда до этого людей не сбивал и просто растерялся». Вот если бы он знал о невозможности замять уголовное дело и избежать реального срока заключения и последующей полной компенсации (более 40 миллионов рублей), то уже так бы не терялся.

che
Tags: bmw x5, АК Татарстан, ДТП в Воркуте, компенсация вреда жизни, крушение, переехал сбитую женщину, рейс Москва-Казань, экономический эквивалент жизни человека
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 96 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →